пятница, 10 марта 2017 г.

Снимается кино…



Короткий рассказ о том как команда «Трактор» попала на большой экран
Посвящается 80-летию Германа Бурачкова

Из Википедии
«Хоккеисты» - художественный фильм режиссёра Рафаила Гольдина. Жанр - драма.
В ролях
Николай Рыбников - тренер Лашков
Вячеслав Шалевич - Дуганов
Георгий Жжёнов - тренер Сперантов
Эльза Леждей - Майя
Михаил Глузский - Ильин
Люсьена Овчинникова - Надя Кудрич
Евгений Шутов - Момчан
Геннадий Юхтин - Кудрич
Владимир Ивашов - Герман Морозов
Николай Озеров - комментатор
Лев Дуров - болельщик

Съёмочная группа
Автор сценария: Юрий Трифонов.
Режиссёр-постановщик: Рафаил Гольдин.
Художник: Алексей Пархоменко
Художник по костюму: В. Перелётов
Оператор: Тимофей Лебешев
Композитор: Леонид Афанасьев
Монтаж: Раиса Новикова


О фильме
Да, шестидесятые годы прошлого столетия! Один прорыв Юрия Гагарина в околоземное пространство чего стоил! А было ведь немало и других славных дел. К их числу относились и громкие победы хоккейной сборной СССР на международной арене. Это был особо значимый период в 65-летней истории отечественного хоккея. Игра стала почитаема всей нацией, а её творцы - всенародными любимцами.    Именно тогда, в начале 1960-х годов, родилась идея создания художественного фильма о рыцарях ледовых площадок. Я беседую с исполнителем одной из главных ролей фильма «Хоккеисты», народным артистом России Геннадием Юхтиным в помещении театра-студии Киноактера, что на Поварской улице, в центре Москвы.   Тогда известный советский писатель Юрии Трифонов, хорошо разбиравшийся в спорте, и в частности, в хоккее, написал отличный рассказ «Победитель шведов». Пожалуй, вспоминает актер, это было первое литературное произведение о хоккее. И оно не осталось незамеченным. На «Мосфильме» известный актер и режиссер Владимир Басов, сам большой почитатель хоккея, решил поставить фильм о популярнейшей в народе игре. Фильм стал своего рода ответом на вызов времени: победы отечественного хоккея – налицо, спорт – один из самых уважаемых в стране, а художественного фильма о нем нет.   Сценарий был написан Трифоновым, и Басов стал сам подбирать актеров. Надо заметить, что приглашал он уже довольно известных, и даже знаменитых мастеров экрана. Так, роль тренера команды «Ракета» играл популярнейший в те годы актер Николай Рыбников, роль главного героя ленты хоккеиста Дуганова исполнял уже ставший широко известным зрителю Вячеслав Шалевич, его возлюбленную Майку играла Эльза Леждей, а жену Кудрича (его роль исполнял ваш покорный слуга) играла обаятельнейшая Люсьена Овчинникова. В фильме были заняты также Георгий Жженов, Михаил Глузский, Лев Дуров, Владимир Ивашов, Виктор Павлов, Евгений Шутов. То есть, актерский состав был отменный.   Басов рьяно взялся за дело и даже отснял некоторые сцены. Но потом он стал снимать «Метель» и перепоручил картину своему приятелю, режиссеру Рафаилу Гольдину, сам оставаясь ее художественным руководителем. Хоккейная сторона ленты во многом определялась перипетиями семейной жизни главных героев. Во всяком случае, что касается Кудрича, у которого была семья, супруга. У этого выдающегося игрока уже подбирался критический по тем временам для хоккея возраст – за тридцать лет, его собирались списать, он начал выпивать… Такие вот бытовые обстоятельства, которыми была богата, однако, жизнь многих хоккеистов. Так бывало. Человека, говоря образно, «выбрасывали за борт» и он не всегда оказывался в состоянии противостоять этим передрягам бытия.    Реальных прототипов у артистов в принципе не было. Хотя фамилия Кудрич напоминает по звучанию фамилию знаменитого армейского правого крайнего Бабича. В роли тренера Лашкова, которого сыграл Рыбников, можно узнать некоторые черты знаменитого Анатолия Владимировича Тарасова, Николай даже подстраивался под него, носил такой же примерно свитер, даже покрикивал иногда на тарасовский манер. По общему мнению, Рыбников оказался в этой роли «на месте», и тренерскую «линию» провел хорошо, хотя сам на коньках не катался.  

А подбирали на роли тех, кто мог все же держаться более или менее хорошо на коньках. Я катался прилично, потому что детство провел на Волге, под Куйбышевым (родители Геннадия Гавриловича, военнослужащие погибли в первые месяцы войны – прим.автора), тех, кто мог включиться на льду в борьбу. А вот Шалевич не играл в детстве и отрочестве в хоккей и его в некоторые моменты спасала клюшка, на которую он мог опереться. Своего рода, третья нога. В кино так бывает: снимают, подснимают, приглашают дублера и у зрителя создается полное впечатление подлинности происходящего на льду. Но это уже – тонкости жанра.   И хотя Басов отошел от фильма «Хоккеисты», он все равно посматривал отснятый материал. А когда все съёмки были уже произведены и шел монтаж ленты, он обнаружил, что некоторые моменты не получаются так, как он замыслил.  По ходу действия роль журналиста играл Володя Ивашов, который первоначально был мужем Леждей-Майки. А тут возник Шалевич-Дуганов. И когда Басов просмотрел материал, то ему показалась, что любовь у них не получилась, и он переписал сценарий. В результате вышло, что Ивашов-журналист и Леждей-Майка когда-то были женаты, а теперь они переживают период прошлого, у Майки уже давно другие взгляды на жизнь и суть вещей. И Басов переозвучил тексты. Там, например, где говорилось: «Я тебя люблю» стало звучать: «Я тебя любил». И хоккеисты тоже хорошо озвучивали некоторые моменты. Ведь сцены крупным планом в фильме «играли» хоккеисты московских клубов «Спартак» и «Динамо». Помню Старшинова, Кисилева. А роль судьи в решающем матче между «Ракетой» и «Металлистом» играл в фильме знаменитый игрок и судья Алексей Гурышев, комментировал ту встречу выдающийся Николай Николаевич Озеров. В нашем «звене» ветеранов клуба «Ракета» третьим был тоже профессиональный хоккеист Бабин. Надо сказать, что многие сцены снимались на льду Дворца спорта в Лужниках и мне там иногда прилично доставалось. Причем, делали это свои же собратья-актеры. Ведь хоккей он и есть хоккей, возникает азарт, кипят страсти, пусть даже и экранные. Актер Орлов, игравший одного из хоккеистов клуба-соперника «Ракеты», хорошо стоял на коньках и пару раз он меня приложил крепенько! Хорошо, что обошлось без травм. Я тоже был мужчиной крепким, и когда идешь вдоль бортика, то невольно мобилизуешься, чтобы тебя «не поймали», а противник тоже входит в раж, бьет по-настоящему. 

Геннадий Гаврилович, а ведь тогда на примере роли Кудрича впервые в кино поднималась очень важная и острая для хоккеистов проблема, а именно: проблема ухода игрока из большого спорта. Что ж, тридцать лет грянуло, пора уходить, искать новое место в жизни. Так ведь было….
Да, именно так, в тридцать лет, если еще и не раньше. Люди выкладывались до предела, кондиции падали, наступал момент прощания со спортом и начинались неприятности, семейные сцены, неурядицы… Вот и мой герой Кудрич тоже не миновал этой участи. В этом была правда, потому что спорт, творчество – это такие вещи, без которых человек не может жить, а если его выбрасывали, то ломалась самая жизнь, не все выдерживали такие испытания…». 
Но вот сейчас некоторые хоккеисты играют до сорока лет, получают огромные деньги…
Ну, и слава богу! Ведь в те времена все играли на зарплату, в лучшем случае – еще на премиальные, квартиры отдельные не всем ведь давали. А только «звездам». Хотя, конечно, и тогда хоккеисты ведущих клубов были материально обеспечены лучше многих граждан страны, болевших за них. Да и у нас, в актерском мире, если уж честно, тоже не всем давали квартиры-то! Такова была жизнь. Я считаю, что люди должны получать за свою работу. Да деньги сейчас игрокам платят, а как по-другому? По-другому – нищета? Наших лучших хоккеистов ценят за рубежом, да и у себя, в клубах КХЛ, они стали зарабатывать прилично. Что ж, все должно оплачиваться, как это и есть во всем мире. Главное, чтобы получая такие деньги, и играли прилично!. 

Сам актер, сыгравший почти в 200 фильмах, в том числе таких, ставших классикой отечественного экрана, лентах, как «Весна на Заречной улице», «Дело Румянцева», «Братья Карамазовы», «Акваланги на дне» и др. продолжает играть за сцене театра-студии Киноактера, в частности, в спектакле «Чайка» по одноименной пьесе А.П.Чехова, и всегда болел за команду воскресенского «Химика».  «Так вышло по жизни, что я в Воскресенске закончил девять классов. Это было давным-давно, в 1946 году.  Там, на стадионе, на месте которого потом был построен дворец спорта «Подмосковье», я играл в футбол. С удовольствием. И позже роль вратаря Дугина в фильме «Третий тайм» была мне особо понятна и близка. А уж потом, когда «Химик» под руководством Николая Семеновича Эпштейна стал набирать силу, имена братьев Рагулиных, Морозова, Никитина стали широко известны, стал я болеть за хоккейную команду».   Фильм «Хоккеисты» был широкоэкранный, цветной, композитор Леонид Афанасьев написал хорошую песню и музыку, и когда лента вышла на экраны, то была весьма хорошо принята зрителями, да и хоккеистами. «Хотя я не помню каких-то особых с ними встреч. Да и у меня уже не было времени для таких встреч с игроками, потому, что я начал сниматься в фильме «Жаворонок», летал в Ужгород. Но фильм, - полагает Юхтин, - собрал зрительские симпатии и не помешал хоккею, а, пожалуй, способствовал дальнейшей популяризации этой прекрасной игры, которая в 1960-е годы переживала в стране период подъема на широкой волне патриотизма и любви к Родине».
Источник: Николай Вуколов специально для FHR.RU

Но о кадрах с официальных матчей Чемпионата СССР, вошедших в фильм, никто не вспоминал. С трудом об это вспоминают и ветераны, слишком давно было, да и относились к этому с иронией. До настоящего времени – этот эпизод в истории «Трактора» никак не освещался.
Мой коллега и друг с форума worldhockeyclassicru (ник taffi) проанализировал кадры съемки и установил какие игры вошли в общий хронометраж, а также персонально большую часть игроков. В фильм включены фрагменты не официальных телерепортажей, а кадров, очевидно заснятых операторами группы – крупные планы у борта, за воротами.

Матчи
1 марта 1964г. Динамо (Москва) – Трактор (Челябинск) - 5:5 (2:2, 2:2, 1:1). Москва. Стадион Динамо.2 500 зрителей, -4С.

6 марта 1964г. СКА (Ленинград) – ЦСКА (Москва) - 4:7 (1:2, 2:3, 1:2)
Ленинград. Стадион им.Ленина.9 000 зрителей, -13С. Электрическое освещение.
12 или 14 марта 196 4г. Электросталь(Электросталь) – Спартак(Москва) Электросталь. Стадион Дома Культуры им.К.Маркса
15 апреля 1964 г. ЦСКА (Москва) – Динамо (Москва) - 4:5 (3:3, 1:2, 0:0)
Москва. Дворец спорта Центрального стадиона им.Ленина.10 000 зрителей

Хоккеистов «Трактора» переодели в красные свитера, красные трусы и гетры. Потому как по сюжету фильма команда «Метеор» играла в красной форме. А вот, например, кадры с матча 15 апреля 1964 г. ЦСКА (Москва) – Динамо (Москва) - 4:5 (3:3, 1:2, 0:0) Москва. Дворец спорта Центрального стадиона им.Ленина.10 000 зрителей, где хоккеистов ЦСКА переодели в «киношные» свитера «Ракеты» на фото Слева Э.Иванов (3), И.Ромишевский (13), сидят: В.Викулов, В.Полупанов (10), Н.Сологубов (2), А.Рагулин (5), руководит игрой Б.П.Кулагин.



В других матчах команды не переодевали, потому как синие и красные расцветки были основными цветами соперников.
А форма «Трактора» была черно-белой или бело-черной, в фильме такой свитер у вратаря Юрия Никонова в своей знаменитой самодельной хоккейной маске. Лучше ее видно на этом фото матча Трактор-СКА (Ленинград) сезона 1963/1964.

При подготовке материала я связался с игроками того состава «Трактора» Валерием Киселевым в Ярославле и Владимиром Пыжьяновым, к сожалению, они мало что вспомнили, увы много времени прошло, а событие не было уж таким важным.
Только Валерий Александрович Киселев второй вратарь отшутился: «Что-то припоминаю. Мы с мужиками еще шутили – вот нас теперь и в кино покажут, да небось еще денег заплатят...»
Некоторые скриншоты с фрагменты, по которым можно определить хоккеистов «Трактора» (как показал беглый анализ не все номера на форме соответствовали номеру игроков в сезоне наверняка из-за размеров джерси. Так Георгий Бурачков под №7 хотя играл под №12).

Кадры из фильма
Правый хват был у В.Пыжьянова и А.Юшкова. Наверняка это А.Юшков №11
Г.Бурачков
 

В.Толстик и воспитанник челябинского хоккея В.Киселев

 

Вратарь Ю.Никонов




Фрагмент в фильме
Фильм полностью
Выражаю благодарность taffi за еще одну открытую страничку в истории «Трактора».

Комментариев нет: